Статьи

 Игорь Балло 

Смотреть правде в глаза

- Внимательно ли Вы следите за публикациями, посвященными игорному бизнесу?

- Да, периодически читаю и отраслевые, и центральные издания, время от времени пишущие на игровые темы. На мой взгляд, с появлением на рынке игроков, располагающих средствами и диктующих новые условия, появилось много заказных статей, посвященных лудомании. Что ж, выходит, ненормальными людьми можно объявить и альпинистов, которые при каждой возможности лезут в горы, водных туристов... А охотники? Я, например, вообще не понимаю этого увлечения - идти и убивать живых существ ради удовольствия. Так что, стоит и им поставить диагноз? Многие журналисты сами не понимают, о чем пишут. Для них это и не важно: в девяти случаях из десяти им нужны сенсация, ажиотаж, разоблачение, «клубничка». Чтобы читатели расхватывали их издания, как горячие пирожки.

Ориентируются, увы, на негатив. Не хватает его в реальной действительности - начинают творить. Впрочем, это общая тенденция, характерная для публикаций на любые темы. Порой кажется, что весь этот вал газет и журналов, теле- и радиопрограмм создал один мрачный, депрессивный человек. Возьмите любое информационное издание: читаешь - и жить не хочется! Убийства, ограбления, кризисы... А ведь уже, пожалуй, общеизвестно - спросите у первого встречного психолога: если постоянно говорить о плохом, дурном, мерзком или трагичном, то в конце концов таковым ваше восприятие и будет, сформировавшись под воздействием потоков негативной информации.

Разумеется, общая ситуация экстраполируется на игорный бизнес. Есть и у нас недостатки, но не мошенничества и мафиозные разборки сплошь и рядом. Грешны - не более чем любые другие предприниматели.

- Значит, во всем виноваты СМИ?

- Ни в коем случае. Бизнесмены-«игровики» отчасти сами виноваты в том, что пресса позволяет вести себя так с ними. Потому что те, кто не реагирует на подобную хулу, способствуют увеличению ее масштабов. Равно как и те, кто делает из мухи слона, проводя целые конференции по проблемам лудомании, которые для нас сегодня совсем не актуальны. Зато дают пищу для пересудов и сплетен - как раз то, на что тут же клюют падкие на «жареху» газетчики. Мифы и непроверенные факты - благодатная почва для того, чтобы взрастить на ней цветы и плоды зла.

- В голове крутится извечный вопрос русской интеллигенции: что делать?

- То, что делает АДИБ. И к чему призывает предпринимателей. Но к нам не прислушиваются. Почему? Да потому, что сегодня в стране, по сути, нет организованного игорного бизнеса. До 2000-го года - был: и организован, и подконтролен. Во всяком случае, в столице. Но новые люди, пришедшие после этого, рынок разобщили. И сделали это намеренно, чтобы можно было в «мутной воде ловить рыбку».

Мы не против новых игроков на рынке. Но хотелось, чтобы они уважительно относились к сложившимся традициям. А эти бизнесмены просто поступили неуважительно к тем людям, которые дали им возможность заняться нашим делом. Вместе с ними, не понимающими специфику игорного бизнеса, пришла такая же ничего не понимающая пресса.

Посмотрите, что творится в отрасли! Это же вакханалия! Уже создано более тридцати общественных организаций в игорной сфере, и каждая (или почти каждая) тянет одеяло на себя. Понятно, когда возникают на просторах необъятной России региональные объединения, которые призваны представлять местных бизнесменов в диалоге с местной властью. Но ведь объективно существуют и общие для всего бизнеса в целом проблемы. В то время, когда люди только создавали собственные компании в надежде заработать деньги и трудились не покладая рук, их мало интересовала общественная деятельность. Теперь же, когда капиталы стали реальными, все начали делить общественный пирог. У них появились амбиции, они стали думать, как бы войти во властные структуры. И что же в итоге? Сейчас мы наблюдаем процесс дробления на все более и более мелкие организации, каждая из которых выполняет заказ определенной группы людей, лоббирует их интересы. Зачастую, у этих ассоциаций нет даже своих программ! А то, что есть, будто бы на ксероксе откатано с оригинала «коллег» по отраслевой общественной деятельности. Не удивительно, что они не знают, что делать, пребывая в тупике. Спрашивается: к чему эта «феодальная» раздробленность может привести? Отвечаю: к тому, что государство вплотную займется игорным бизнесом, все возьмет под свой неусыпный контроль. И тогда начнутся крики «Что вы наделали?!» и «Где же вы были?!». Да поздно будет...

- Могли бы Вы провести параллели с ситуацией за рубежом?

- Специально я не занимался этим вопросом. Но совершенно точно знаю, что в Америке, например, в Лас-Вегасе разработана серьезная политика бизнесменов в отношении прессы. Специально для журналистов проводятся информационные и развлекательные мероприятия. Координирует все усилия мощная пресс-служба, поддерживаемая общественными организациями. От нее и поступает вся централизованная информация, проверенная и компетентная, которая находит свое отражение в СМИ.

- А каким образом АДИБ позиционирует игорный бизнес в СМИ?

- У нас был сайт в Интернете, но мы его закрыли из принципиальных соображений: не хотим заниматься сплетнями. Это дешевая популярность. Ведь на форумы сайтов нередко, наряду с профессионалами, заходят дилетанты, не разбирающиеся в вопросе, но пытающиеся представить себя «спецами». Поэтому и АДИБ, и я, как президент, предпочитаем работать со СМИ «вживую». У нас достаточно большой арсенал публикаций и выступлений на радио. Ибо мы понимаем ту роль, которую могут и должны сыграть СМИ. Да, в их силах - настроить общественное мнение как негативно, так и позитивно по отношению к игорному бизнесу. Пока же больше «чернухи», ибо журналисты преимущественно черпают информацию из непроверенных источников, из того же Интернета, разговаривают с некомпетентными людьми, потом накладывают на все это свое понимание (вернее - непонимание) проблемы - и очередной камень в огород игорной индустрии брошен. Вы прекрасно знаете наших спикеров, это не только я, тут и Валерий Милов и Вячеслав Чернов, - известные в игорном мире люди.

И второе: абсолютно нет аналитики. Каждый вещает со своей кочки, все очень субъективны и защищают интересы какой-то одной стороны. Полная картина абсолютно не вырисовывается. Сразу оговорюсь, речь идет не обо всех изданиях. Некоторые СМИ сделали много хорошего и полезного для игорного бизнеса. И, в первую очередь, «Большая игра» - журнал, предлагающий объективную информацию.

А объективность - это как раз то, чего недостает многим и многим журналам и газетам. Одно дело - слегка приукрасить ситуацию. Но нельзя же поступать по принципу, когда «ради красного словца не жалеют и отца». Нельзя писать, оперируя непроверенными фактами. Нашим журналистам все что угодно можно на уши навешать - редко кто из них удосужится проверить информацию. Ведь каждая статья - это своего рода расследование. В идеале, конечно. А на деле - от силы обозначат проблему, пройдутся по верхам, не вдаваясь в суть, не углубляясь в первопричины.

Я повторяюсь, но уж очень наболело - хочется, чтобы журналисты, пишущие об игорном бизнесе, занимались этим со знанием дела. Как приятно разговаривать с компетентным человеком, давать интервью равному собеседнику, который владеет хотя бы базовой информацией и начальным пониманием того, что такое игорный бизнес. Но сегодня в центральных СМИ таковых нет. Я осознаю, что аналитическая статья не может удовлетворять всех. И не надо! Главное, чтобы она была честной и объективной, даже в том случае, если защищает интересы одной из сторон.

А еще нет искренности. Отсюда и недомолвки, и лавирование, и скольжение по поверхности проблем.

- Но так было всегда: заказные публикации давно стали нормой, чему ж тут удивляться?

- Согласен, от ангажированности СМИ никуда не деться, но, если уж вы пишете статьи на заказ, делайте их достойными. Потому что и сами журналисты, и те, кто заказывает им пасквильные материалы, не осознают, что они тем самым рубят сук, на котором сидят. Они плюют в сторону конкурента, не понимая, что бросают тень на весь игорный бизнес. Статью читают «низы» и «верхи», те же депутаты Госдумы, правительственные чиновники, мало что понимающие в игорном деле, но умеющие делать выводы из прочитанного. И делают, искренне полагая, что игорный бизнес - это сплошные бандиты, «теневики» и мошенники, ловко обманывающие доверчивое население и даже недоверчивые налоговые органы. Отсюда и реакция: «Ату их!»

Журналистика - она как сито, которое пропускает сквозь себя информацию, вынося ее на суд читателей, слушателей, зрителей. Не умеешь отделять зерна от плевел - меняй профессию.

Большая игра

 Design by Elcos